10 ноября политическую жизнь Узбекистана ждут качественного изменения: в «культурной столице» страны, в Самарканде, начнется двухдневный Саммит лидеров стран Организации тюркских государств (ОТГ). По итогам Саммита председателем ОТГ станет Узбекистан. Президента Узбекистана Шавката Мирзиёева с этим высоким доверием будут поздравлять президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Азербайджана Ильхам Алиев, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, президент Киргизии Садыр Жапаров, председатель Верхней палаты Парламента Туркмении Гурбангулы Бердымухамедов и премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (двое последних – в ранге лидеров стран-наблюдателей ОТГ).
Примечание: ОТГ сегодня – это половина Евразии. На долю стран ОТГ приходится более 3 % мирового ВВП (по ППС). Если по реальному ВВП, то чуть меньше – 2%, и это тоже неплохо. Самое же большое богатство тюркских государств – люди. В странах ОТГ проживают около 173 миллионов человек, причем 40% — молодежь в возрасте до 35 лет.
Что такое «своя земля» для зачинателей «Тюркского возрождения» — это вопрос деликатный. Возможно, он тоже будет обсуждаться в Самарканде (есть такие намерения, хотя бы в кулуарах). Осенью прошлого года лидер Партии националистического движения Турции (ПНД) Девлет Бахчели подарил Эрдогану карту «Тюркского мира». В этот «мир» включены, само собой, Турция, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Но и еще значительная часть Сибири, Алтай, Якутия и южные регионы России, страны Балканского полуострова, часть Ирана, часть Монголии и Синьцзян-Уйгурский автономный район Китая.
Пока прессе не выдали полную повестку дня. Поскольку повестка тоже содержит горячие/спорные вопросы. В частности – транспортные. Турки предлагают восстановить 25-летней давности проект коридора ТРАСЕКА от Узбекистана/Туркмении через Каспий до Турции и её портов. Сейчас проект называется «Восток-Запад» или «Тюркский коридор». Будут обсуждать: почему проект оказался не реализованным четверть века назад (истрачено на дискуссии $ 25 млн.), и почему он нужен сейчас. В числе оппонентов этому проекту – Узбекистан, который уже 10 лет лоббирует «Трансафганский коридор», который (теоретически) может вывести Центральную Азию к портам Индийского океана. Для Туркмении и Азербайджана более интересна модернизация уже действующего коридора «Север-Юг» из Европы и тоже с выходом на океан. Денег на все сразу просто не дадут, потому разговор будет интересным…
ОТГ шла к своему сегодняшнему Саммиту долго. Сразу после развала СССР, в 1992 году, Турция решила занять в регионе Центральной Азии и возле нее освободившееся место и созвала Саммит тюркоязычных стран. С 1992 по 2009 год прошли девять саммитов, итогом которого стало подписание Нахичеванского соглашения об образовании Совета сотрудничества тюркоязычных государств (Тюркский совет). В 2021 году члены Совета решили «институализировать» свой «дискуссионный клуб» в Организацию тюркских государств (ОТГ). И вот – первый Саммит лидеров ОТГ…
Организаторы ОТГ предусмотрели для неё очень много задач (среди экспертов считается, что даже слишком много). Согласно статье 2 Нахичеванского соглашения в качестве целей указаны «укрепление безопасности, сотрудничество в политической, торгово-экономической, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, военно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой», «расширение взаимодействия в науке, образовании, здравоохранении, культуре, молодежи, спорте». И, конечно, «в популяризации великого культурно-исторического наследия тюрков». Народ на саммиты собирается восточный, горячий, но хоть по одной-двум темам удастся договориться – о чем и будет доложено миру. Для достижения этих целей под эгидой ОТГ функционируют Международная организация тюркской культуры (ТЮРКСОЙ), Парламентская Ассамблея тюркских государств (ТюркПА), Международная тюркская Академия, Фонд тюркской культуры и наследия, Тюркская торгово-промышленная палата. Структуры эти пока действуют лишь номинально, на Саммите в Самарканде предстоит «напоить их деньгами» и сдвинуть с места…
Что касаемо денег, то вот пример Узбекистана. В 2021 году Узбекистан провёл торговые операции со странами ОТГ на сумму 9,3 млрд. долларов. Их доля во внешней торговле страны — 22 %. По сравнению с 2016 годом (приход Мирзиёева ко власти в Узбекистане) объём взаимной торговли Узбекистана со странами ОТГ увеличился в 3 раза. За 2017-2021 года странами-членами ОТГ в экономику Узбекистана вложено 2,5 млрд.долларов США прямых иностранных инвестиций (10% от общего объёма иностранных инвестиций в этот период). Из них более 1 млрд. долларов США, то есть 41%, было вложено в 2021 году. (Интересно, что часть этих вложений идет из стран ЕАЭС, которые также учитывают эти инвестиции в отчетах ЕАЭС – парадоксы мировой статистики). Тем не менее, с 2017 года рост инвестиций из стран ОТГ в Узбекистан — 30%. Еще Тюркский совет принял стратегию «Видение тюркского мира 2040». В Самарканде предстоит реализовать заложенные в этом документе идеи создания Инвестиционного фонда и Банка развития в рамках ОТГ. Вот тогда у ОТГ будет своя собственная отчетность.
КОММЕНТАРИИ
Доцент узбекского Университета мировой экономики и дипломатии Рустам Махмудов: Сегодня в регионе ОТГ активно действуют ШОС, СНГ, регулярно проходят Консультативные встречи глав государств Центразии, форматы «ЦА +» с США, ЕС, Россией, Китаем и т.д. И есть вопрос: не войдет ли тюркское измерение в функциональное противоречие с таким количеством других организаций, в которых представлены члены ОТГ – Узбекистан, Казахстан, Киргизия и Туркмения (наблюдатель)? Ответ мы видим уже сегодня на примере коллизий в Евразии: наш лидер Турция демонстрирует яркую, активную позицию в выстраивании форматов, не ожидая пока якобы «основные» акторы договорятся о новых правилах игры. И у Узбекистана, как председателя ОТГ в 2022-2023 годах, имеется теперь уникальную возможность заложить стратегический фундамент развития этой организации, который будут связывать с нашей страной. Мы выйдем в первый ряд. Давно пора…»
Руководитель Центра устойчивого развития Института перспективных международных исследований Университета мировой экономики и дипломатии Лайло Ташпулатова: В Самарканде будут обсуждаться проблемы обеспечения продовольственной безопасности. Даже – я надеюсь – с принятием соответствующего документа. Проблемы эти в рамках ОТГ рассматривались на прошедших в июле 2022 года первом заседании министров сельского хозяйства государств ОТГ и первом Тюркском Агрофоруме в Ташкенте с участием более 300 представителей. Но поговорили и разошлись. А на саммите в Самарканде будет принята Стратегия ОТГ на 2022-2026 годы, направленная на преодоление рисков продовольственной безопасности, объективно возникающих в условиях современных реалий геоэкономической ситуации.
Генеральный секретарь ОТГ Багдад Амреев (Казахстан)): 15 стран изъявили желание установить разные форматы сотрудничества с ОТГ. Это говорит о хорошей репутации организации, и о том, что ее международный имидж неуклонно растет.
Есть немало опасений, что Турция в лице Эрдогана будет предлагать на Саммите некие экстремальные решения, что повредит имиджу новой организации. По этому поводу — экс-замминистра финансов Узбекистана политолог Абдулла Абдукодиров: «Если брать за драйвер Турцию, то проблем и конфликтов этой страны с разными странами в разные годы значительно прибавилось. Может быть, поэтому мы не добились большого прогресса в том, что касается тюркских стран. Только один пример: если раньше узбекские бизнесмены покупали товары в Турции, они доходили до нас через 2 недели через Иран. Сейчас все перессорились: этот срок увеличен до 3-4 недель. В Самарканде предстоит восстановить логистику в торговле». Политолог Камолиддин Раббимов: «Вы заметили, что самая большая война в мире идет в Евразии, между постсоветскими странами? Центразия — крупнейший регион, оставшийся почему-то под влиянием России. Именно поэтому сотрудничество с Турцией имеет стратегическое значение для Узбекистана. Турция почти столетие ждала независимости стран Центразии. Сегодня геополитические противоречия в Евразии усилились. Но мы знаем, что мы — часть мусульманского и тюркского мира. Одна из идентичностей, полученная с молоком матери, заключается в том, что мы являемся частью тюркской семьи».
Аккредитация на саммит в узбекском городе Самарканд идет под шефством турецкого агентства «Анадолу». Оно сегодня играет ведущую роль в реализации Союза тюркских информационных агентств. Руководитель агентства Сердар Карагёз: «Мы обеспечим обмен контентом тюркского мира – новостями, фотографиями и видеоматериалами. Будет создан общий банк данных. Агентство готовит программы по увеличению потенциала информагентств в тюркском мире, и мы это покажем в Самарканде». До этого «Анадолу» уже курировало 6 ноября заседание Комиссии старших должностных лиц внешнеполитических ведомств государств ОТГ. Заседание проходило в Ташкенте, но все заметили его не «тюркский», но «турецкий» акцент.
7 ноября в Вашингтоне прошел День сотрудничества тюркских государств. (Кстати, в Ташкенте отметили, что в российском МИД о таком мероприятии даже не подумали. Хотя половина России – на карте у Эрдогана в качестве «тюркского мира»). В торжественном собрании в Вашингтоне приняли участие главы дипмиссий Узбекистана, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Туркмении и Турции. Посол Турции Мурат Мерджан: «Отношения Турции со странами ОТГ являются ключевым направлением внешней политики Анкары. Мы всегда считали нашим главным приоритетом укрепление независимости тюркских стран с начала 1990-х годов».
Как эту независимость понимают США, пояснила хозяйка мероприятия заместитель помощника госсекретаря США по Южной Европе и Кавказу Эрика Олсон: «США положительно оценивают растущую значимость союза тюркских государств и видят перспективным его дальнейшее развитие. Мы заявляем о полной поддержке американским правительством стремления членов организации к политической независимости, консолидации западных инвестиций. Мы уже начали переговоры в Государственном департаменте и в правительстве США в этом направлении».
Редакция ФНЕ, Ю. Черногаев
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.