УЗБЕКИСТАН: президент идет на досрочные выборы и полностью меняет структуру власти

on

8 мая 2023 года станет в истории Узбекистана знаменательной датой: президент страны Шавкат Мирзиёев на собрании парламентариев и общественности объявил о проведении
9 июля внеочередных выборов главы государства. 

Поскольку раньше в Избирательном кодексе была норма, что президентские выборы досрочно возможны только в случае неисполнения действующим главой Узбекистана своих обязанностей в течение трех месяцев, а президент жив и здоров, то на собрании президент затратил целый час, чтобы обосновать это неожиданное решение. 

Накануне Мирзиёев подписал Конституционный Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты республики Узбекистан» (как раз и в Избирательный кодекс тоже), который тоже стал совершенной неожиданностью. Причем неожиданностью даже для парламентариев, которые на просьбу прокомментировать документ спрашивали: «А у вас есть уже его текст?…» Местный журналист попал в точку, когда в своём ТГ-канале дал простой заголовок: «Всё меняется…»

В вступлении на собрании 8 мая прозвучали если не новые, то обновленные принципы построения государства, которое Мирзиёев называет «Новым Узбекистаном». Их пять, и некоторым, «проявившимся» в последние годы местным политикам не все из них будут по душе. В самом начале речи президент поставил все точки над «и», заявив: «Узбекистан – суверенное, демократическое, правовое, социальное и светское государство. Данные принципы никогда не будут изменены».

Президент, который не может не видеть, что его пресловутый «нейтралитет» в конфликте на Донбассе уже нарушен сдерживанием властями операций с российскими банками, с Газпромом, задержкой контракта на строительство АЭС и т.д., попытался перед парламентариями оправдаться: «Даже самые авторитетные политологи и эксперты, «мозговые центры» не могут прогнозировать исход происходящих в мире противостояний и конфликтов». То есть, куда уж нам влезать в эту игру с непонятным исходом… И продолжил: «В связи с этим сохранение и укрепление мира и стабильности в стране и впредь будет оставаться нашей важнейшей задачей». Иными словами: вы нас не трогайте, и мы вас не тронем…

Чуть более недели назад граждане страны на референдуме утвердили новую Конституцию. Как повелось еще при большевиках, текст нового Основного закона никто не читал, но 90,21% участников голосования были «за». «Против» оказались лишь 9,35%. И сегодня Мирзиёев пояснил людям, за что они проголосовали, заявив, что всем придется поднапрячься: «В новой Конституции мы провозгласили Узбекистан социальным государством. В стране более 2 миллионов 200 тысяч семей нуждаются в социальной защите. 55 процентов населения составляет молодежь. Социальные обязательства государства увеличиваются в 3 раза. Сказать это легко, но, чтобы осуществить это на практике, нам нужно немало потрудиться. На эти цели из бюджета необходимо ежегодно выделять дополнительно 30-40 триллионов сумов». То есть, такие деньги с неба не упадут…

Мирзиёев, впрочем, тут же пояснил, откуда он хотел бы взять деньги на «социалку»:«Мы должны задействовать все имеющиеся возможности для доведения объема ВВП с нынешних $80 миллиардов до $160 миллиардов в ближайшие годы. Это означает, что объем ВВП на душу населения достигнет $4 тысяч». Вот тут аплодисменты были не совсем овацией: некоторые из присутствующих не без оснований уверены, что $80 млрд. ВВП в прошлом году (в полтора раза больше предыдущего года), когда экономика была на грани коллапса, это заслуга не национального бизнеса, а национального статуправления. И уж совсем чиновники загрустили после слов: «Правительство до 1 августа разработает отдельную программу по каждому новому обязательству, взятому государством, с конкретным указанием ответственных министерств, а также должностных лиц». Само собой, предстоят новые громкие увольнения, а может, что и похуже…

Потому при следующих словах Мирзиёева многие облегченно вздохнули. Президент сказал, что, поскольку Узбекистан теперь ещё и правовое государство, то: «определено, что без решения суда лицо не может быть задержано на срок более 48 часов. Закреплено положение о том, что ограничение свободы возможно только на основе решения суда. Впервые отдельно установлено, что обвиняемый вправе не свидетельствовать против себя, то есть имеет право хранить молчание». Поскольку узбекские чиновники — самые молчаливые чиновники в мире, то им не привыкать…

Потом участники совещания узнали, о чём мечтает их национальный лидер: «Моя самая большая мечта – создать по-настоящему демократичную систему, при которой махалля (жилой квартал) самостоятельно решает проблемы, волнующие людей. На уровень махалли передаётся 30 % полномочий органов финансов, налогов и занятости».

Раз о народовластии пошла речь, то надо бы и о парламенте. По новой Конституции у этого органа отобрали одно из важнейших прав – влиять на кадровый состав правительства. Если раньше парламент утверждал кандидатуры высших чиновников, то теперь парламент только одобряет. Утверждение – за президентом. И это означает, что парламент становится только консультативным органом, а не ветвью власти. К тому же количество сенаторов сократили со 100 человек до 65. Мирзиёев подсластил пилюлю, сообщив сегодня, что «количество исключительных полномочий Законодательной (нижней) палаты с действующих 5 доведено до 12, а Сената – с 14 до 18.»

Такие изменения важны прежде всего потому, что отныне Мирзиёев, который станет вновь президентом 9 июля (сомнений нет ни у кого), останется на этом посту до 2040 года. Тогда ему будет 83 года. По примеру заокеанских президентов, которые в этом возрасте еще «ой как скачут», возраст для главы государства не помеха. Но мы тут иногда оглядываемся на соседнюю Киргизию с её перманентными революциями. Да и в истории независимого Узбекистана был уже случай, когда парламент вместе с вице-президентом пошел против первого президента страны Ислама Каримова. Потому желание Мирзиёева иметь про запас некие «рычаги» для сверхнормативных действий понятно. Мало ли что, вокруг Узбекистана сплошные «горячие точки»…

Не зря в новом Избирательном кодексе процесс формирования (в случае чего) нового состава парламента значительно ускорен: «При роспуске Сената президентом Узбекистана выборы членов Сената проводятся в течение трех месяцев. При принятии Сенатом решения о самороспуске выборы членов Сената проводятся в течение одного месяца». Между тем Центральная избирательная комиссия 8 мая начала подготовительную работу по проведению досрочных выборов президента. Её первое заседание 10 мая будет транслироваться на платформе ЦИК на YouTube.

Ю. Черногаев, редакция ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s