В Таджикистане и других странах СНГ российские логисты и ритейлеры столкнулись с дефицитом складской инфраструктуры. И эта нехватка возрастает. Эксперты объясняют ситуацию ростом параллельного импорта в РФ через эти государства, его объем на конец 2022 года достиг $20 млрд. В транзитных странах спрос на складские площади со стороны российских компаний вырос вдвое, найти подходящие объекты уже сложно. В Таджикистане свободных складских площадей практически нет. Основной спрос на склады в постсоветских странах исходит от крупных ритейлеров, таких как маркетплейсы Wildberries и Ozon. Эксперты-логисты видят выход в заказах российскими компаниями строительства складов под свои нужды в странах СНГ (built-to-suit). Но и тут есть сложности. В Таджикистане, к примеру, нет в наличии территорий, которые могут быть прямо сейчас выделены для строительства новых складов.
На нехватку складов чуть ранее жаловались и таджикские экспортеры. Местные эксперты прогнозируют, что предстоящим летом и в сезон сбора урожая предпринимателям негде будет хранить овощи и фрукты, а также другие произведенные продукты питания. Об этом говорится в обзоре российского мультисервисного логистического оператора ПЭК, подготовленном совместно с Агентством по экспорту РТ, Союзом профессиональных консультантов республики и Ассоциацией предпринимателей Хатлона, пишет портал «Виртуальная таможня». Из-за дефицита распределительных центров и складских помещений, которые соответствуют температурным требованиям хранения продукции, предприниматели вынуждены строить холодильные склады на своих приусадебных участках, в подвалах собственных домов или приобретать небольшие загородные участки, чтобы хранить и обрабатывать продукцию.
По данным Агентства по экспорту республики, в 2022 году Таджикистан нарастил поставки сельхозпродукции на 48%. Соответственно существенно вырос спрос на услуги распределительных центров для хранения, обработки, упаковки и маркировки продукции. Рынок же может предложить не более 15 тысяч кв. метров качественных площадей. Дефицит распределительных центров в РТ достигает 80%, отмечает председатель правления Союза профессиональных консультантов РТ Лариса Кислякова. В основном агропромышленных рынок Таджикистана представлен небольшими фермерскими хозяйствами, которым сложно самостоятельно организовать доставку и оформить сопроводительные документы. Сейчас логистику и доставку конечным потребителем берут на себя многочисленные посредники, комиссия которых составляет до 60% от прибыли фермеров. Как считает Кислякова, нужно строить распределительные центры, которые будут хранить, обрабатывать и упаковывать товары, предоставлять услуги по подбору перевозчиков и заключению с ними договоров. Там же должны находиться лаборатории проверки качества продукции. Такие распределительные центры и многофункциональные склады необходимо строить в Хатлонской и Согдийской областях, Душанбе и других центральных городах.
Нехватка складских помещений оказывает негативное влияние на динамику экспорта, отмечают специалисты. Росту экспорта в Таджикистане также препятствует нехватка перевозчиков, стареющий автопарк компаний (средний возраст грузового автопарка в РТ составляет 30 лет), острая нехватка грузовиков для рефрижераторных перевозок и длительное таможенное оформление. Дефицит фур-рефрижераторов усиливается в мае, когда температура в большинстве регионов РТ достигает +30°С, и длится до конца сентября. Экспортеры сельхозпродукции рискуют понести убытки в размере полной стоимости груза, поскольку в Таджикистане слабо развито страхование грузов и ответственности, добавляет Кислякова.
Опрос ПЭК показал, что для доставки по стране 40% предприятий нанимают местных перевозчиков или ИП, для международных перевозок — иностранных операторов. «Из-за того, что логистику организуют несколько компаний, товары приходится перегружать и дважды оформлять сопроводительные документы. Сроки доставки увеличиваются, и предприниматели несут дополнительный издержки», — отмечает Вадим Филатов, заместитель директора ПЭК. Выход на рынок международных логистических игроков, которые смогут организовать перевозки в режиме «единого окна», позволит сократить сроки доставки и расходы экспортеров. Необходимо также перевести оформление всех сопроводительных документов в электронный формат (сейчас оно в бумажном виде) и создать единый онлайн-портал, который позволит таможенным органам Таджикистана, России и других стран региона обмениваться информацией о товарах и сопроводительных документах. Все это в десятки раз ускорит прохождение грузов через границы.
Проблему нехватки специализированных хранилищ и складских помещений с регулируемой температурой таджикские аграрии и экономисты озвучивают многие годы. Именно из-за ненадлежащих условий хранения ежегодно в республике пропадает до 15-20% сельхозпродукции. Так, аномальные холода этой зимой в Таджикистане погубили 10-12% запасов овощей, в основном, картофеля, моркови и лука, которые хранились на несоответствующих стандартам складах. Стоит отметить, что от морозов также пострадали плодовые деревья (инжир, гранат, хурма) и виноградники. Так, фермеры Гиссарской долины говорят, что у них погибли до 80% виноградников, на их восстановление потребуется не менее 3-4 лет. В этом году урожай винограда в Таджикистане, вероятно, будет значительно ниже прошлогоднего. Но морозы — не единственное потрясение для аграрного сектора республики в текущем году. В середине апреля республику накрыла пришедшая с юга пыльная буря. Плотный слой пыли осел на овощах и ягодах, высаженных на открытом грунте, что, по словам фермеров, негативно повлияло на их рост и урожайность, так как пыль забивает поры растений, что мешает их нормальному дыханию и поглощению света и приводит к заболеваниям. Специалисты опасаются, что участившиеся в республике пыльные бури могут помешать планам по сбору урожая сельхозкультур. Чтобы не допустить дополнительных потерь, вопрос дефицита складских помещений и хранилищ требует своего скорейшего решения.
Редакция ФНЕ
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.