СМИ Казахстана публикуют аналитические заметки о демографическом положении в стране. Впервые за последнее десятилетие в РК отметили нехарактерную тенденцию уменьшения оттока славян в связи с геополитическим кризисом. В целом численность эмигрантов сократилась на четверть.
За 2022 год число эмигрантов сократилось на 8 тыс. человек — с 32,3 тыс. до 24,2 тыс. граждан. Выросла численность приезжих, рассматривающих РК как страну для постоянного места жительства. Если в 2021 году таких иностранцев было 11 тыс., то в 2022 году их численность увеличилась на 56,7%, до 17,3 тыс. человек. Два этих фактора повлияли на миграционное сальдо — оно выросло, но остается отрицательным. Динамика миграционного сальдо как разности между числом приехавших и уехавших стремилась «в минус» по нарастающей, увеличивая этот разрыв каждый год. Если в 2014 году показатель был равен минус 12,2 тыс., то в 2019-м население РК уменьшилось из-за высокого миграционного оттока на 33 тыс. граждан. Год пандемии из-за локдаунов не позволил выехать тем, кто планировал отъезд. В 2020 году сальдо составило минус 17,7 тыс. человек. Свои отложенные планы часть эмигрантов реализовала годом позже, в 2021-м году, когда все границы открыли. Это сразу отразилось в статистических отчетах Бюро национальной статистики: был отмечен рост числа уезжающих, и сальдо достигло минус 21,2 тыс. человек. Прошлый год сократил разрыв до лишь минус 6,9 тыс. граждан.
По данным Министерства труда и социальной защиты населения РК, за период с 2011-го по октябрь 2022 года из страны уехали 367,1 тыс. человек. 38% из числа трудоспособных эмигрантов имели высшее, 34% — среднее профессиональное образование. Численность въехавших иностранцев с высшим образованием за последние 10 лет сократилось более чем в два раза.
Данные статистики, по мнению аналитиков, подтверждают, что число эмигрантов в 2022 году уменьшилось из-за нежелания переезжать в Россию в период СВО и санкций. Разница в численности эмигрантов в 2021-м и 2022 году в основном образовалась за счет сокращения числа казахстанцев, уезжавших в Россию. Таких людей стало меньше на 27,1%, или на 7,2 тыс. человек (при общем сокращении численности эмигрантов на 8 тыс. человек). Меньше переезжать стали казахстанцы славянских этносов. В 2022 году численность русских, решивших покинуть Казахстан, сократилась на 5,7 тыс. – с 21,8 тыс. до 16,1 тыс. человек. Более чем на 700 человек меньше уехало украинцев и белорусов. Также на статистику повлияли и немцы: Казахстан покинули 2,3 тыс. представителей этой национальности (на 694 человека меньше, чем в 2021 году). Представители именно этих этносов составляли основной костяк эмигрантов последние десять лет.
Российские «релоканты» повлияли на высокий показатель иммиграции лишь частично. Из 17,3 тыс. переехавших в Казахстан россияне составили всего треть, или 5,9 тыс. человек (со значительным ростом на 2,4 тыс. человек). Наибольшую долю иммигрантов в РК составляли граждане Узбекистана (6,5 тыс человек, с ростом на 2,4 тыс человек). В этих данных не отражены российские мигранты, которые приехали в страну за две волны миграции – в марте после начала войны и в октябре после объявления «частичной мобилизации» резервистов в РФ. В миграционной статистике БНС учитывают только тех, кто приехал на постоянное место жительства и подал соответствующее заявление об этом в госорганы. Это подтверждает и база данных МВД. За 2022 год специалистами МВД оказано 24,4 тыс. госуслуг по выдаче иностранцам разрешения на ПМЖ. Все остальные — временные. Еще одним определителем численности экономически активных иностранцев, временно находящихся в Казахстане, стало количество заявлений на оформление индивидуального идентификационного номера (ИИН). За 2022 год специалистами подразделений МВД РК было оказано 733,7 тыс. услуг по формированию этого номера для иностранных граждан.
Справка: Согласно законодательству Казахстана, в 2022 году гражданину страны ЕАЭС, приехавшему в РК на срок до 90 дней, достаточно было лишь зарегистрироваться на визово-миграционном портале МВД или в ЦОНе. Тем, кто решил остаться дольше, необходимо обосновать свое решение и подать документы на получение разрешения на временное проживание (РВП). Количество таких оказанных госуслуг за прошлый год, по информации МВД РК, действительно выросло: с 374,9 тыс. до 469,3 тыс. (плюс 25,2%).
В начале декабря прошлого года Министерство труда и социальной защиты населения РК приняло концепцию миграционной политики до 2027 года. Этот стратегический документ создавался как сборник задач для решения накопившихся проблем. Во внешней миграции вопросами, стоящими на повестке, названы отток высококвалифицированных работников и их замещение низкоквалифицированными, рост миграционных настроений среди населения, особенно среди молодежи. В целях снижения давления негативных факторов в концепции указано несколько шагов, в том числе разработка программы привлечения специалистов. По задумке, нужно сделать так, чтобы Казахстан стал страной, удобной для жизни и работы «цифровых кочевников» и прочих нужных экономике кадров. Для этого будет введена специальная Neo Nomad Visa, которая позволит иностранным «айтишникам» спокойно работать в Казахстане удаленно на иностранные компании. Еще одна среднесрочная цель — добиться того, чтобы казахстанские студенты учились дома, а не уезжали в другие страны за дипломом. Для этого нужно повышать качество высшего образования и привлекать иностранных абитуриентов. Цель ведомства — сократить сальдо внешней миграции РК и «выйти из минуса» к 2027 году. Желаемый результат — сальдо на уровне хотя бы плюс 100 человек. Среди других целевых индикаторов — требования по квалификации переезжающих в РК. К 2027 году доля иммигрантов с дипломом об окончании колледжа или вуза должна составлять 73,5%.
Причины и вызовы интеллектуальной миграции в ЦА проанализировали к.п.н., старший преподаватель МГИМО МИД РФ Б. Бахриев и к.п.н., независимый исследователь
Ш. Ризоён. В постсоветский период все страны ЦА столкнулись с «утечкой мозгов» (исследователи включают в это понятие и академическую миграцию студентов, остающихся работать за рубежом). В условиях цифровизации, усилившейся после пандемии COVID-19, отток специалистов грозит «пятерке» технологическим отставанием и серьезными политическими рисками. По статистике, в потоке казахстанской эмиграции доля высококвалифицированных специалистов составляет около 30 %. Доля специалистов с высшим образованием, покидающих Казахстан, растет. Сохраняется высокая динамика образовательной миграции: на 2018 год за пределами страны обучались свыше 120 тысяч казахстанцев, из них 39,6 тысячи учились в РФ, 17,6 тысячи — в КНР и 1,6 тысячи — в Южной Корее. Акорда не сформулировала комплексной стратегии по интеллектуальной миграции, однако отдельные ее аспекты упоминаются в государственных документах с 2013 года. Кроме того, с 1993 года в стране действует госпрограмма «Болашак», призванная извлечь позитивные плоды из образовательной миграции. В рамках программы казахстанцы получают образование в ведущих западных вузах с обязательным условием трудоустройства в Казахстане — в настоящее время больше 500 ее бывших стипендиатов работают на высоких госдолжностях страны.
По последним данным Индекса интеллектуальной миграции, наименьший уровень интеллектуальной миграции демонстрируют Казахстан (4,2 пункта в рейтинге из 10) и ТМ (4,5). Самый высокий уровень у Кыргызстана — 6,7. Некоторые страны ЦА имеют значительный потенциал для подготовки кадров, но не всегда могут их удержать. Существуют три сценария последствий «утечки» человеческого капитала из ЦА. В первом – кадры помогут росту наукоемких отраслей и инноваций в своих странах. Второй сценарий: страны региона останутся миграционными донорами для более развитых государств, что дополнительно будет сдерживать социальное недовольство внутри ЦА. Третий сценарий- это кадровый голод, снижение уровня жизни и кризис национальных экономик; возникновение организованной зарубежной политической оппозиции со связями и специальными знаниями, что создаст неожиданные проблемы для региональных правительств; социальные протесты и всплеск политического экстремизма. Значительным фактором кризиса станут «новые медиа» и социальные сети, усиливающие влияние на массовое сознание жителей ЦА.
Заместитель Председателя Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан А. Утенов 3 марта выступил с лекцией на тему Человеческого капитала в РК в рамках «Дня развития» в Академии государственного управления при Президенте РК. Он отметил, что в структуре национального богатства Казахстана наибольшую долю сегодня занимает человеческий капитал – 42%. Данный показатель все еще ниже на 20% среднемирового значения. Это свидетельствует о том, что в долгосрочной перспективе устойчивый рост страны в большей степени будет зависеть от качества человеческого капитала.
Справка: Человеческий капитал – это знания, навыки и здоровье человека, в которые он вкладывает средства и аккумулирует в течение своей жизни, что позволяет ему реализовывать свой потенциал в качестве полезного члена общества.
И. Андриевская, редакция ФНЕ
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.