Для Таджикистана 2022 год в целом был успешным и плодотворным, несмотря на то, что «политическая и экономическая ситуация в мире сильно усложнилась, и сегодня человечество находится в крайне чувствительном и тяжелейшем положении за последние 100 лет своей истории». Так охарактеризовал завершившийся год президент РТ Эмомали Рахмон 23 декабря в своем послании к Маджлиси Оли (парламенту) об основных направлениях внутренней и внешней политики РТ. Он отметил, что в 2022 году укрепился курс национальной валюты — сомони, уровень инфляции составил 4,2%, а экономический рост — 8%.
После начала СВО России в Украине международные аналитики предрекали Таджикистану высокий рост цен, обесценивание национальной валюты, резкое сокращение денежных переводов и доходов госбюджета, новые проблемы в банковской системе, спад промышленного производства и, следовательно, существенное замедление темпов роста экономики. Год был, действительно, тяжелым: события в Украине нарушили традиционные и привычные логистические цепочки поставок товаров, заставили пересмотреть экономические связи и искать новые рынки сбыта и закупки товаров. Несмотря на негативные прогнозы, предпринятые антикризисные меры позволили Таджикистану завершить год с хорошими макроэкономическими показателями.
Помимо беспрецедентного укрепления курса сомони (на 10% по отношению к доллару США) и рекордно низкой инфляции, по итогам года на 15% увеличилось промышленное производство, а план по доходам в бюджет в отличие от предыдущих годов был существенно перевыполнен, отмечают местные аналитики. Спад объема денежных переводов из России в первом полугодии был компенсирован значительным ростом во втором, и, по последним данным международных финансовых институтов, приток переводов в РТ в 2022 году может составить $2,5-3 млрд., что намного выше показателя предыдущего года ($1,8 млрд.). Если опираться на эти данные, можно сказать, что, несмотря на негативное влияние российско-украинского конфликта на мировую и, в том числе, таджикскую экономику, результаты года для республики оказались, действительно, более оптимистичными, чем предполагалось ранее.
Плюсом обернулся и перевод торговли между Таджикистаном и Россией на рубли. По данным Минэкономразвития и торговли РТ, уже во второй половине года около 70% торговых операций между странами осуществлялись в рублях (до 2022 года вся торговля велась в долларах США). Доллар стал менее востребован, что позволило устранить многолетнюю проблему хронического дефицита американской валюты в таджикских банках. При этом товарооборот между Россией и Таджикистаном впервые превысил $1,5 млрд. (по итогам 11 месяцев 2022 года).
Эксперты в Таджикистане выделили ряд важных событий минувшего года, вызвавших наибольший общественный резонанс и повлиявших на социально-политическую обстановку в республике. В мае-июне власти провели антитеррористическую операцию в городе Хороге и Рушанском районе Горно-Бадахшанской автономной области (ГБАО), где до этого происходили массовые стихийные митинги местного населения. В МВД РТ назвали протестующих «членами ОПГ» и обвинили в нападении на правоохранителей. В результате силовой операции были ликвидированы или арестованы все неформальные лидеры ГБАО, пользовавшиеся авторитетом у жителей Бадахшана. Более 200 человек были задержаны и впоследствии приговорены к большим срокам, вплоть до пожизненного заключения, по обвинениям в экстремизме, попытке свержения власти и других преступлениях. По мнению местных экспертов, события в ГБАО свели к нулю уровень протестных настроений в республике и обеспечили внутриполитическую стабильность в РТ на ближайшую перспективу.
2022 год ознаменовался охлаждением политических отношений Таджикистана с Кыргызстаном на фоне обострения ситуации на спорных участках таджикско-кыргызской госграницы. Пограничные вооруженные конфликты происходили в январе и сентябре. Самые масштабные боестолкновения произошли 14-17 сентября сразу в нескольких местах на общей границе. Обе стороны применяли минометы, пулеметы, ракетные системы залпового огня и другое оружие. Кыргызстан также использовал ударные беспилотники «Байрактар». В результате с кыргызской стороны погибли 63 человека (ранены около 200), с таджикской — 59 (ранения получили также около 200). КР и РТ обвинили друг друга в агрессии.
Конфликт был урегулирован подписанием «мирных» протоколов главами органов безопасности двух стран, однако после этого стороны не раз обвиняли друг друга в нарушении договоренностей. Впервые Москва попыталась выступить посредником в переговорном процессе по пограничным вопросам между руководителями соседних центрально-азиатских стран. Под конец года появились сообщения о подвижках в переговорах Кыргызстана и Таджикистана по делимитации госграницы. Но, как отмечают эксперты в РТ, вопросы принадлежности самых спорных участков границы остаются нерешенными, поэтому наступивший год обещает быть не менее сложным в отношениях между соседними странами.
Среди других важных событий, названных таджикскими экспертами, — официальные визиты президента Эмомали Рахмона в Иран (май), Узбекистан (июнь) и Пакистан (декабрь); запуск совместного с Узбекистаном строительства Яванской ГЭС мощностью 140 мегаватт на реке Зарафшан (июнь); сдача первого модернизированного агрегата Нурекской ГЭС (октябрь); проведение в Душанбе двух крупных форумов — Второй Международной конференции высокого уровня по воде (июнь) и 10-го «Гератского диалога по безопасности» (ноябрь). Также была отмечена как знаковая речь Рахмона на заседании Совета глав государств СНГ в Астане (октябрь), в которой, обращаясь к президенту РФ Владимиру Путину, он попросил не относиться к странам Центральной Азии «как к бывшему Советскому Союзу», уважать и проявлять «равное отношение» к Таджикистану.
Во внешней политике в 2022 году Таджикистан, как и другие страны Центральной Азии, старался диверсифицировать направления сотрудничества, при этом к республике заметно повысился интерес и активизировались контакты со стороны стран Запада, Южной Азии и Ближнего Востока, Японии и Южной Кореи.
В 2023 год Таджикистан вступил с новыми задачами, которые определил президент Рахмон в упомянутом послании к парламенту в конце декабря. Среди амбициозных планов правительства — наладить производство электромобилей, создать за три года 30 технопарков и промышленных зон в республике, построить ряд крупных промышленных предприятий по переработке хлопка, драгоценных металлов и камней, никеля, вольфрама, сурьмы и других металлов, мрамора и гранита.
Кроме того, Таджикистан впервые разработает Концепцию национальной обороны. Эксперты считают, что многолетнее соседство с неспокойным Афганистаном давно создало предпосылки для принятия такого стратегического документа.
Редакция ФНЕ
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.