По сообщениям СМИ, в середине декабря Узбекистан увеличил импорт электроэнергии из Туркмении. Минэнерго известил граждан, что ежесуточный импорт электроэнергии, поступающей от корпорации «Туркменэнерго», увеличен с 17-18 млн кВт.ч до 20-21 млн кВт.ч. Также Узбекистан увеличит размер своих подземных хранилищ газа (ПХГ). Министр энергетики Журабек Мирзамахмудов: «Началось бурение на ПХГ в Бухарской области. Его емкость в течение 2-3 лет будет увеличена с нынешних 3 млрд до 8 млрд кубометров. Уже в следующем году в него можно закачать 4,5 млрд кубометров газа. Пока Узбекистан имеет два ПХГ: в Газлинском районе Бухарской области, другой – в Ходжабадском районе Андижанской области. В настоящее время 20% потребляемого в стране газа поступает с ПХГ».
Нынешняя зима в Узбекистане в точности повторяет статистику за последние годы – средняя температура плюс 6 градусов. Между тем страна уже в начале декабря замерзла настолько, что даже в столице пошли официальные веерные отключения электричества на 2 часа, и президент Шавкат Мирзиёв поручил контроль за энергоснабжением Генеральной прокуратуре, МВД, Службе госбезопасности и даже Национальной гвардии. С соответствующими экстренными полномочиями.
17.12.2022 г. у президента было совещание, на котором огласили данные по экспресс-проверке энергоснабжения на местах. Список нарушений огромный. Минэнерго отчиталось, что за два последних дня в Узбекистане украдено 6,8 миллиона кВт/ч электроэнергии на 3,1 млрд. сумов ($ 276 тыс.). Этого объема хватило бы 34 тысячам узбекистанцев на месяц. В Намангане «слева» продано 110 тонн угля, в Каракалпакии— 22 тонны, которые должны были быть переданы малообеспеченным слоям населения, и т.д. Итог совещания: «лучшие люди страны» — первый заместитель премьера Ачилбай Раматов, председатель «Узбекнефтегаза» Мехриддин Абдуллаев, председатель «Теплоэлектростанции» Фарход Абдурахманов, председатель «Национальных электрических сетей» Дадажон Исакулов, председатель «Территориальных электрических сетей» Улугбек Мустафаев, председатель «Узтрансгаз» (национальные газовые сети) Бехзот Норматов и председатель «Худудгазтаминот» (последняя миля газоснабжения) Баходир Эшмуратов получили выговоры. Слова Мирзиеева: «Они провалили подготовку к зиме и дискредитировали проводимые реформы. Это при том, что в их системах целая армия из 115 000 сотрудников с большой зарплатой».
Холода побудили власти к раскрытию некоторых тайн. Депутат Законодательной палаты парламента Расул Кушербаев провел, как мог, депутатское расследование, что для Узбекистана – дело непривычное. По его данным, компания «Худудгазтаъминот» покупает газ у «Узтрансгаза» по 340 сумов, а вот у американской компании Epsilon — за 501 сум. Почему? И откуда взялись в узбекской газодобыче американцы? Нынешней зимой, когда страна считает каждый кубометр, а население – каждый сум, вопрос не праздный. В прошлом году узбекский сайт Anhor.uz направил запрос в «Узбекнефтегаз» с просьбой предоставить информацию о том, на каком основании американская компания Epsilon Development Company получила лицензию. Вопрос возник потому, что на сайте компании говорится, что «она получила лицензию согласно Постановлению Кабмина №19 от 11 января 2019 года». При этом такого постановления нет в Национальной базе данных законодательства Республики Узбекистан. Компанию учредила американское «Epsilon Development Company LLC» из Питтсфилда (Массачусетс, США). Причем американский учредитель возник в 2018 году, и аннулировал свою деятельность в 2022 году. То есть свое дело сделал – больше не нужен. Фирма в Узбекистане теперь живет своей жизнью. Глава пресс-службы узбекской Epsilon Сардор Исхаков сообщил журналистам, что компания «получила лицензии на поиск, разведку, добычу и транспортировку углеводородов на пяти инвестиционных блоках в Бухаро-Хивинском и Ферганском нефтегазовых регионах Узбекистана. И намерена вложить в газовую сферу в 2022-2023 годах $ 5,2 млрд. Прирост запасов газа на лицензионных площадях Epsilon за пять лет составит 500 млрд. кубометров газа». Для сравнения, всего запасы газа в стране — 1 трл.н 866,9 млрд. кубометров, иными словами – «американцы» получили очень неплохой кусок общенационального пирога. Как иностранное предприятие, то есть инвестор, Epsilon может не сообщать – откуда деньги (это огромное преимущество). И, как иностранный инвестор, Epsilon имеет преференции и потому законно продаёт свой газ по более высокой цене. Вот такой незамысловатый узбекской бизнес: регистрируешься за рубежом, и всю оставшуюся жизнь снимаешь сливки.
При этом даже с помощью «иностранцев» газа сегодня не хватает. Газодобывающий Узбекистан (в прошлом году добыто 53,8 млрд. кубометров газа, что на 4 млрд. кубометров больше, чем в 2020 году) вынужден искать топливо за рубежом. В первую очередь, конечно, в Туркмении. Туркмены 15 лет ждали международный газопровод ТАПИ, который обеспечил бы им продажу газа в Афганистан, Пакистан и Индию. Этот газопровод как был призрачной мечтой туркмен (и афганцев), так химерой и остался: вкладывать $ 10 млрд. в прокладку газопровода в проблемной стране охотников нет. К тому же, Индия, например, заявила, что не будет платить больше $ 140 за тысячу кубов из ТАПИ, что вообще сделало его нерентабельным… Туркмены могли бы увеличить прокачку газа в КНР по трубопроводу Центразия-Китай, но для этого нужны новые мощные турбины, на которые нет денег. И вот новый, молодой президент Туркмении Сердар Бердымухамедов принял решение, от которого многие годы отмахивался его папа Гурбангулы: Туркмения будет качать газ в Европу. 14 декабря на туркменском курорте Аваза завершился трехсторонний саммит глав Туркмении, Азербайджана и Турции. Кроме того, были главы МИД, энергетики и транспортных ведомств. Журналисты говорили, что Эрдоган и Алиев ехали «прессовать» семью Бердымухамедовых, имея в виду бонус в виде переданного Туркмении спорного нефтяного месторождения «Достлук». И перед отлётом в Туркмению Эрдоган уверенно заявил, что «туркменский газ будет поставляться в нашу страну через Каспий». Но что-то в Авазе пошло не так. Пока не так. Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу: «Мы приняли решение создать рабочую группу по этому вопросу». При этом Ашхабад громко заявил себя самостоятельным игроком. Теперь Туркмения потеряла интерес и к ТАПИ, и к соседям по Центральной Азии, теперь у неё есть альтернатива и она намерена торговаться. Потому то к просьбам Узбекистана о срочных поставках газа в соседнем государстве отнеслись поначалу прохладно. Тогда к Сердару Бердымухамедову отправился Сардор Умурзаков (глава Администрации Мирзиёева). Говорили наедине. Но громко. Оба – молодые и амбициозные. Итог: подписан срочный контракт на поставку Узбекистану 20 млн кубометров газа в сутки, всего 1,5 млрд. кубометров. Надо отметить, что, когда Узбекистану 2 года назад тоже понадобился для подстраховки 1 млрд. кубометров газа, выручил «Газпром», а «Туркменгаз» тянул «резину». Правда, тогда у туркмен был другой президент.
Справка: Мощность уже давно спроектированного подводного газопровода (300 км.) между Туркменбаши и Баку составляет 30 млрд кубометров газа в год. (Кстати, это поможет Евросоюзу в конфронтации с Россией). Стоимость проекта –$ 5 млрд. В Азербайджане трубопровод пристыкуется к Южно-Кавказскому газопроводу (Баку – Тбилиси – Эрзурум), а через Трансанатолийский газопровод (TANAP) и к Трансадриатическому газопроводу (TAP), который идёт в Италию.
Ю. Черногаев, редакция ФНЕ
Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.