КАЗАХСТАН: экономика и транзитно-транспортный потенциал

on

12-17.11.2022 в рамках нацпроекта «Сильные регионы — драйвер развития страны» началось строительство вторых путей на ж/д участке Достык — Мойынты.

По данным Правительства Казахстана, запуск новой ж/д линии протяженностью 836 км будет способствовать бесперебойному экспорту отечественной продукции. Планируется возвести 419 искусственных сооружений, а также объекты энергетики и связи. Строительство должно завершиться в четвертом квартале 2025 года. Премьер-министр
А. Смаилов отметил, что проект имеет большое значение для развития транзитно-транспортного потенциала. В этой связи принято решение о реализации ряда крупных инфраструктурных проектов в ж/д отрасли, которые позволят значительно нарастить пропускные мощности (Достык — Мойынты, Бахты — Аягоз, Дарбаза — Мактаарал, обводная вокруг Алма-Аты и др.). При реализации проекта доля местного содержания превысит 80%. В частности, производство шпал, рельсов, трансформаторов, поставка песка и щебня будет осуществляться местными компаниями.

Казахстан инициировал запуск контейнерных поездов на саммите ОТГ (состоялся 11 ноября в Самарканде), и по программе контейнеризации грузов компания «Казахстанские железные дороги» (КТЖ) запустила контейнерные поезда по семи направлениям: Жана-Есиль – Мерсин через Иран (экспорт через Иран в Турцию); Жана-Караганды – Бичерово/Паяс через Иран (экспорт через Иран в Турцию); Кызылту – Мерсин (экспорт ТМТМ); Костанай – Сырдарьинская (экспорт САЗ); Алтынколь – Апшерон (транзит ТМТМ); Алтынколь – Ташкентский узел (транзит); Ташкентский узел – Достык (транзит).

Казахстаном подписал транспортный договор ОТГ, описывающий комбинируемую транспортировку грузов по ж/д, автомобильным дорогам и водным путем, на транспорте, зарегистрированном в одной из стран-участниц соглашения, между странами-участницами или транзитом через их территории. При этом договор не противоречит правам и обязанностям стран по международным соглашениям и не препятствует транзиту или транспортной деятельности по этим соглашениям.

Здесь необходимо отметить, что с 2009 года контейнерные перевозки между странами ОТГ увеличились в 2,4 раза – до 415 тысяч двадцатифутовых эквивалентов. При этом контейнерный потенциал к 2030 году оценивается в 1 млн ДФЭ. Протяжённость железной дороги стран участниц ОТГ составляет более 45 тысяч километров.

РЖД предлагают Казахстану снизить транзитный тариф на перевозку продукции агропрома, включая зерно, по территории страны. РЖД еще в сентябре направила в КТЖ письмо с предложением снизить плату, но изменений с тех пор не произошло. Этот вопрос обсуждался 08.11.2022 г. на закрытой встрече менеджеров РЖД с депутатами «Единой России». В пресс-службе РЖД подтвердили, что «ведут диалог» по этому вопросу с КТЖ совместно с руководством Омской, Оренбургской и Новосибирской областей Российской Федерации. По нормам ЕАЭС транзитные перевозки по территориям государств, входящих в него, осуществляются «в соответствии с тарифной политикой СНГ», где ставки выше, чем тарифы на внутренние перевозки по ж/д. Перевозка зерна по территории России обходится в несколько раз дешевле, чем по территории Казахстана. «Это связано с тем, что транзитный тариф привязан к курсу швейцарского франка», — объясняет источник в РЖД (для «Ведомостей»). Уже сейчас российское зерно не поставляется в Узбекистан, Кыргызстан, Туркменистан и Китай, трудности возникли с экспортом в Афганистан. «Фактически для России масштабные поставки в страны Центральной Азии заблокированы, как и транзит в Китай через Казахстан», — говорит вице-президент Российского зернового союза А. Корбут. Высокие тарифы делают перевозки зерна «экономически нецелесообразными», что позволяет Казахстану вести реэкспорт российского зерна. Как уточнили в РЖД, транзит через Казахстан необходим России в условиях санкций, введенных многими странами после начала СВО.

28.11.2022 г. в Оренбурге ожидаются переговоры между Токаевым и Путиным. Основной темой станет преодоление инфраструктурных ограничений международной торговли, развитие транспортно-логистической сферы. Возможно, будут подписаны двухсторонние соглашения. Путин и Токаев встречались 19.08.2022 г. в Сочи, а до этого – 17.07.2022 на ПМЭФ. В октябре Токаев посетил неформальный саммит лидеров СНГ в Санкт-Петербурге.

Редакция ФНЕ, Ирина Андриевская

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s