ТУРКМЕНИСТАН – КАЗАХСТАН – РОССИЯ: Каспийский экономический форум в Москве

on

5-10.10.2022 в Москве состоялся 2-й Каспийский экономический форум (КЭФ). Туркменистан представил предложения по развитию транскаспийских и евразийских маршрутов.

Примечание: 1-й Каспийский экономический форум (КЭФ) прошел в 2019 году в Туркменистане. В 2018 году лидеры стран «каспийской пятерки» подписали Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря, приняв решение о создании постоянной площадки КЭФ. В июне 2022 года в Туркменистане прошел VI Каспийский саммит с участием лидеров прикаспийских стран.

Управляющий директор аналитической платформы Special Eurasia С. Болтук (Италия), в преддверии проведения II КЭФ оценила геополитических фон вокруг мероприятия, а также перспективы экономических проектов стран «каспийской пятёрки». Учитывая украинский конфликт, который подтолкнул ЕС к снижению энергетической зависимости от поставок из РФ, это мероприятие особенно актуально. ЕС фокусирует стратегии на Каспии в поисках альтернативных источников энергии. Туркменистан занимает 6-е место в мире по запасам природного газа. Доказанные запасы природного газа в Азербайджане оцениваются в 1,9 трлн. куб м, в то время как в РК около 1,8 млрд. куб м, занимая 3-е место в СНГ после РФ и Туркменистана. РФ занимает 1-е место в мире по запасам природного газа, за ней следует Иран.

Каспий является одним из крупнейших в мире нефтегазодобывающих регионов, который из-за исторических связей и географического положения всегда считался частью российской сферы влияния. Из-за западных санкций и СВО ЕС считает, что постсоветские республики, особенно в регионе Каспия и Центральной Азии, могут уменьшить влияние России. Брюссель часто заявлял, что Москва изолирована от остального мира, хотя только Запад (ЕС, США и их союзники) ввел санкции против РФ. В этом контексте Вашингтон и Брюссель попытались использовать недовольство местных жителей на постсоветском пространстве для продвижения своей региональной политики и получения новых контрактов в энергетической сфере. Напротив, стратегии западных рынков нефти и природного газа могут столкнуться со структурными проблемами: наращивание добычи до уровня, необходимого для замещения экспорта российского газа, невозможно для каких-либо региональных игроков в краткосрочной перспективе. Как подчеркнул президент Азербайджана в своем интервью итальянской газете Il Sole 24Ore потребуются огромные инвестиции и время, чтобы создать инфраструктуру для поставок в ЕС.

В свою очередь, для ЕС, который годами пытается достичь поставок газа из Туркменистана, не имеющего выхода к морю, важна реализация Транскаспийского трубопровода, который может быть подключен к системам TANAP и TAP. Попытки построить трубопроводы через Каспий потерпели неудачу, в основном из-за разногласий между пятью прикаспийскими государствами по поводу совместного использования морского дна.Правовой статус Каспия был окончательно урегулирован в 2018 году Актауской конвенцией, но Россия добавила в соглашение экологические положения, которые могут позволить Москве и Тегерану выступать против строительства такого трубопровода. Туркменский газ, теоретически, может транспортироваться в Турцию через Иран. Однако санкции против экспорта нефти Тегераном повлияли на соглашения с иностранными компаниями по проектам разработки месторождений природного газа и отложили давние планы иранского правительства по созданию необходимой инфраструктуры для экспорта сжиженного природного газа.

Российские компании выразили заинтересованность в инвестировании в проект газопровода ТАПИ. ТАПИ может значительно снизить интерес Туркменистана к Транскаспийскому трубопроводу. Более того, Туркменистан и Казахстан стали одними из основных получателей китайских инвестиций среди республик Центральной Азии.Пекин стал ведущим торгово-экономическим партнером Туркменистана. Недавнее соглашение об обмене газом, подписанное Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном, является попыткой Тегерана выйти на новый энергетический маршрут в ЕС. Игнорирование Ирана в качестве транзитера, в случае прокладки Транскаспийского трубопровода, подорвет интересы Тегерана.

По мнению управляющего директора аналитической платформы Special Eurasia  Сильвия Болтук (Италия) (для «Каспийского вестника»), КЭФ собрал ключевых игроков в реальном энергетическом секторе. Украинский конфликт подчеркнул зависимость ЕС от российского газа и подтолкнул Брюссель к поиску альтернативных партнеров. Каспийский регион приобретает фундаментальное значение для западных стран в плане обеспечения необходимых поставок энергоносителей и противодействия региональному влиянию России. Для России Каспий имеет решающее значение по соображениям экономики и безопасности. Более активное участие западных стран в Каспийском регионе создаст сложности для реализации торговой стратегии РФ, подталкивая прибрежные страны к новым маршрутам и соглашениям с конечной целью изоляции Москвы. Увеличение западных инвестиций в Каспий и Центральную Азию станет дестабилизирующим фактором. Что касается поиска ЕС поставщиков энергоносителей, то даже если пропускная способность Южного газового коридора будет увеличена в краткосрочной перспективе, Азербайджан не сможет увеличить экспорт газа в ЕС в ближайшие годы, поскольку уровень его добычи этого не позволит. Туркменистан имеет глубокие связи с Россие и Китаем, и реализация Транскаспийского трубопровода кажется сложной. Казахстан представляется страной, наиболее открытой для западных инвестиций, но его внутренняя нестабильность делает его небезопасным для энергетических маршрутов. Брюссель открыто встал на сторону Украины и поддержал Киев против СВО. Если демократические ценности лежат в основе стратегий ЕС, то ни Азербайджан, ни Туркменистан, ни Турция, ни Казахстан не являются приемлемыми партнерами. Несмотря на то, что ЕС рассматривает регион Каспия как стратегический для диверсификации импорта энергоносителей и улучшения торговли и связей с Азией, нельзя недооценивать факт того, что инвестиции и финансовые рынки постепенно перемещаются на Восток. Страны Юго-Восточной Азии продемонстрировали значительные экономические показатели: местные правительства заинтересованы в поиске новых логистических и торговых решений и могут больше полагаться на коридор INSTC (ФНЕ: «Север-Юг»), что благоприятствует России и Ирану, в то время как ЕС сталкивается с экономическими кризисами и проблемами, которые снижают способность Брюсселя инвестировать в региональные инфраструктуры.

Ряд профильных экспертов считают, что в вопросе энергетики очевидна заинтересованность европейских стран в Каспийском регионе как альтернативе энергетической зависимости от российских поставок газа. Они подчеркивают, что Туркменистан на форуме ни словом не обмолвился о Транскаспийском газопроводе. По-видимому, главу государства устраивают энергетические связи и объемы поставок газа в Китай, и, пусть в меньшем количестве, в Россию, а также недавнее соглашение об обмене газом (своповые поставки), подписанное с Азербайджаном, Туркменистаном и Ираном. В Ашхабаде больше уделяют внимание ТАПИ, а не Транскаспийскому газопроводу. Президентом дано негласное указание заниматься Транскаспийским газопроводом, изображать заинтересованность, но не проявлять никакой активности. Туркменистан не заинтересован портить отношения ни с Россией, ни с Ираном. 

В свою очередь, премьер-министр Казахстана А. Смаилов призвал страны региона создать условия для развития туризма на Каспии (запустить комбинированные туры, развивать круизный туризм и смягчить визово-миграционные режимы). До 2025 года планируется реализовать 15 инвестиционных проектов на сумму более 360 млн долларов. Страны региона договорились об устранении «узких» мест на Транскаспийском международном транспортном маршруте для расширения грузопотоков между ЕС, ЦА и Китаем. Смаилов заявил также о намерении Казахстана сформировать трансграничные хабы для увеличения потенциала транспортных коридоров «Север-Юг» и «Восток-Запад». Без улучшения транспортной связанности региона не удастся эффективно использовать потенциал межрегиональной торговли. В качестве примера привёл казахстанский премьер привел порт Актау, который может стать узловым на маршруте «Индия – страны Персидского залива – Иран – Казахстан – Россия».

Здесь же премьер-министр Казахстана и первый вице-президент Ирана обсудили перспективы укрепления двустороннего сотрудничества, уделив особое внимание расширению торгово-экономического сотрудничества. В 2021 году товарооборот между Казахстаном и Ираном вырос на 85,1%, составив 441 млн. долларов. Экспорт из Казахстана в Иран осуществляется по 154 товарным позициям, готовится предложение по расширению номенклатуры. Потенциал по увеличению товарооборота продукции АПК оценивается до 1 млрд. долларов. Для реализации данной задачи прорабатываются транспортные коридоры и взаимные поставки сельхозтоваров. Для расширения транзитных возможностей Смаилов призвал предметно проработать вопрос совместных инвестиций в строительство новых терминалов в казахстанских и иранских портах. Первый вице-президент Ирана выразил заинтересованность в наращивании взаимной торговли до 3 млрд, а также готовность укреплять взаимодействие в транспортно-логистической и финансово-банковской сферах, с/х, нефтегазовой отрасли и энергетике.

Справка: КЭФ – крупнейшая площадка для обсуждения вопросов сотрудничества стран-участников Каспийского региона, пограничных им дружественных государств. В форуме принимают участие официальные делегации стран «каспийской пятерки» — РФ, Азербайджана, Ирана, РК, Туркменистана, представители федеральных и региональных органов РФ, главы ведущих компаний. В ходе II КЭФ подняты вопросы развития торгово-экономического сотрудничества, взаимодействия в области экологии, энергетики, транспорта и логистики, энергетики и туризма, городской инфраструктуры и социально-гуманитарной сферы, а также проходят связанные с этими темами мероприятия и заседания. В числе участников были представитель компаний из Астраханской области, с которыми Туркменистан поддерживает логистические связи и надеется на долгосрочное сотрудничество. Вторая часть включала в себя дискуссии с представителями компаний, имеющих влияние на развитие транспортного потенциала стран Каспия. В рамках форума Замминистра транспорта РФ встретился с представителями транспортного комплекса Туркменистана.

Редакция Вестника ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s