КАЗАХСТАН: дефицит дизельного топлива

on

В Казахстане как перед отопительным сезоном не хватает угля, точно так же перед уборочной кампанией с заправок исчезает дизель. Разъяснить, почему возникает дефицит, чиновники не могут. Нефтеперерабатывающие заводы выпускают дизель в необходимом количестве, для сельхозпроизводителей предусмотрены льготные расценки. По данным генерального директора Союза нефтесервисных компаний Республики Казахстан
Н. Жумагулова есть две причины возникшего дефицита. Во-первых, некоторые АЗС затоваривались дизтопливом и надеются удачно продать товар по завышенным ценам. Во-вторых, к нехватке может быть причастна Россия. «Казахстан всегда импортировал из России дизтопливо. В частности, на сентябрь. Но сейчас дизель в России очень дорогой. Литр обходится в 500 тенге. Соответственно, никто сейчас не хочет его импортировать. Это основной фактор. Из-за курсовой разницы сейчас эта цена на дизель выросла. Казахстан всегда ставил резерв на 500-550 тысяч тонн дизтоплива по беспошлинному импорту, потому что в стране всегда есть нехватка дизтоплива. А по факту мы 300-350 тысяч тонн импортировали. Частный бизнес импортировал. В итоге получился дорогой импорт и дешевое дизтопливо на казахстанском рынке, и они балансировали. Если сейчас установят цены, то это пробудит частников импортировать больше топлива».

Аналитик нефтегазового рынка С. Смирнов считает, что из года в год солярки в Казахстане производят меньше, чем требуется. Модернизация нефтеперерабатывающих заводов проблемы не решила. Льготы для аграриев не помогли – дизтопливо, предназначенное для них, продают по обычным рыночным ценам. Какое-то время его пытались красить в разные цвета, но без толку – все равно дизель уходил не на сельхозработы, а на обычную продажу. Нельзя сбрасывать со счетов контрабанду —  топливо по-черному перевозят в Кыргызстан, Узбекистан. Потому-то солярка нынче стоит дороже бензина. «Это так же, как и с сахаром. Исчез сахар – цена на него начала расти, сахар стал появляться. И по всем товарам наше правительство решает проблему только так. Дефицит она решает не повышением производства, а увеличением цены на этот товар». Производители и продавцы зарабатывают на разнице, увеличивая маржу. В Минэнерго не нашли другого выхода из ситуации, кроме как поднять цену на солярку для иностранцев. Для казахстанцев чиновники установили ценник в 230-260 тенге за литр (0,49-0,56 доллара), при этом купить они могут только сто литров в день. Для водителей фур лимит выше – 300 литров в сутки. А зарубежным гостям дизель будут отпускать по 450 тенге за литр (0,96 доллара). Однако это вряд ли поможет. «Главная причина дефицита в том, что у нас не хватает солярки для внутренних нужд. И идет большой теневой экспорт солярки. Она вывозится не машинами, а по железной дороге под видом печного топлива или присадок», — пояснил С. Смирнов.

Еще одна причина проблемы кроется в нехватке сырья. Три основных крупных производителя – месторождения Карачаганак, Тенгиз и Кашаган работают по СРП (соглашение о разделе продукции), и согласно условиям этого соглашения они не обязаны поставлять на внутренний рынок ничего. «Это их добровольное дело. Хотят за рубеж, хотят – на внутренний рынок, но обязать, их на какой рынок отправлять, наши власти не могут. На наши НПЗ поставка идет в основном с небольших месторождений. Причем, чтобы цена на нефтепродукты не была слишком высокой, они поставляют сырье на заводы по цене в 1,5-2 раза ниже, чем на мировом рынке. Плюс ко всему, когда мы экспортируем нефть за рубеж, то экспортерам идет возврат НДС. А если они будут поставлять нефть на наши НПЗ, то они еще будут платить НДС, и никто его возвращать не будет. Конечно, крупным производителям не выгодно поставлять сырье на наши НПЗ. Мало того, что по заниженной цене сырье, так еще и НДС надо оплачивать», — объяснил положение дел аналитик нефтегазового рынка.

Примечание 1: По мнению редакции azattyq-ruhy выход из ситуации прост и очевиден: НДС следовало бы возвращать не экспортерам нефти, а внутренним поставщикам сырья. Либо можно снизить их расходы. Пока это не будет сделано, казахстанцы продолжат судорожно объезжать десятки заправок в поисках солярки или хотя бы талонов на нее.

КОММЕНТАРИЙ (тг-канал редакции журналиста Дмитрия Шишкина(РК)): Топливный кризис в РК уже становится традицией. Ежегодно в период весенне-полевых работ, а также в период уборки урожая дизельное топливо повышается в цене, а затем и вовсе исчезает с автозаправочных станций по всей стране. При этом чиновники бодро рапортуют о том, что отечественные нефтеперерабатывающие заводы практически на 100 процентов покрывают потребность населения в дизеле. Но дело не только в производстве, которое почти полностью контролирует государство через нацкомпанию Казмунайгаз. Огромную роль играют ещё и посредники между производителями и конечным потребителем – крупные поставщики топлива, которые получают его с заводов в обмен на предоставленную сырую нефть, а также сети автозаправочных станций. Как выясняется, и там и там правят бал уже частные лица – причем, одни и те же.

Редакция Д. Шишкина провела детальное расследование по персоналиям, кому принадлежит производство, поставки и розничный сегмент дизельного рынка РК. Производство почти полностью в руках государства. Три казахстанских производителях ГСМ — Атырауский нефтеперерабатывающий завод (АНПЗ), Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ) и Шымкентский нефтеперерабатывающий завод (ШНПЗ) принадлежат полностью или частично АО «НК «КазМунайГаз». У Нацкомпании 99% доли в АНПЗ (кому достался 1% — тайна), 100% в ПНХЗ и 50% в ТОО «Петроказахстан Ойл Продактс», владеющей ШНПЗ. Оставшиеся 50% шымкентского завода — у китайской CNPC. По данным из отчета Агентства по защите и развитию конкуренции (АЗРК) за 2021 год, основные поставщики нефти, коими являются TOO «Petrosun»», TOO «PetroleumOperating» и АО «КазМунайГаз», приобретают сырье у недропользователей из группы «CNPC» и «КазМунайГаз», забирая 80 процентов от общего объема поставок нефти на внутренний рынок. «Из 11 млн. тонн нефтепродуктов две трети реализуется напрямую розничным сетям, треть вторичным оптовым поставщикам, как правило, не имеющим какой-либо инфраструктуры. По итогам 2021 года ТОО «Petrosun»  реализовал таким посредникам не менее 40 процентов дизельного топлива», — сказано в отчете АЗРK. Что кается розничного сегмента торговли ГСМ, то он, по данным АЗРК, представлен шестью крупнейшими сетями TOO «PetroRetail», TOO «Sinooil», ТОО «Гелиос», ТОО «Газпромнефть Казахстан», ТОО «АвтогазТрэйд», то RoyalPetrol, на долю которых приходится более 50 процентов рынка. «При этом, если Sinooil приобретает объемы напрямую у своей аффилированной компании Petrosun, то PetroRetail — у бывшего собственника данной сети — КазМунайГаз. Независимые сети в лице Гелиос и Газпромнефть-Казахстан на 20-30 процентов осуществляют закуп у Petrosun, а недостающие объемы — у посредников. Региональные и мелкие сети АЗС приобретают у Petrosun всего лишь 5-10 процентов, а недостающие объемы — у посредников.

«Схема реализации нефтепродуктов, где государственная компания «КазМунайГаз» отпускает основной объем нефтепродуктов частной розничной сети «PetroRetail», а основной ресурсодержатель «Petrosun» – аффилированным «Sinooil» и посредникам, ограничивает доступ к ресурсам и развитие небольших сетей АЗС. Не конкурируя между собой, данные вертикально-интегрированные компании не позволяют создавать конкуренцию также со стороны независимых сетей АЗС, ограничивая им прямые продажи. Последние, в условиях жесткого ценового контроля на розничном рынке, вынуждены уходить из областных центров страны», — говорится в отчете АЗРК.

Необходимо также отметить, что ситуативным триггером роста ажиотажного спроса стало крайне неосторожное заявление министра энергетики Болата Акчулакова, что «запасов солярки в стране осталось на две недели». Учитывая, что основа возможного дефицита иных горюче-смазочных материалов и угля та же самая, что и у солярки, то и их «внезапная» нехватка вполне реальна.

Ирина Андриевская, редакция Вестника ФНЕ

Материалы авторов являются собственностью ФНЕ, при полном или частичном использовании ссылка на сайт foundeh.org обязательна.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s